- Голос
-
ГО́ЛОС (в музыке) — 1) (певческий) — способность воспроизводить муз. звуки разл. высоты, ограниченные определ. диапазоном, посредством физиологич. голосового аппарата, где различают три отдела: органы дыхания, гортань с голосовыми связками и артикуляц. аппарат с системой резонаторных полостей, с помощью к-рого образуются гласные и согласные звуки. Особое значение имеют также грудной и головной резонаторы, придающие Г. характерный тембр, звонкость, силу и полетность. У необученного певца тембр Г. меняется на разл. участках шкалы диапазона, хорошо обученный с помощью спец. упражнений (постановки Г.) певец умеет сохранить единство тембра своего Г. во всем его диапазоне и при любых переходах из регистра в регистр. Г. подразделяются на мужские (бас, баритон, тенор), женские (контральто, меццо-сопрано, сопрано) и детские (альт, дискант), совпадающие по диапазону с женскими. Каждый голос индивидуален, и на практике нередко артисты успешно справляются с партиями, предназнач. для др. голоса: басы поют баритоновую партию (Шаляпин пел Демона), баритоны — басовую, меццо-сопрано часто поют контральтовые партии, т. к. контральто встречаются редко. Г. условно разделяются по характеру: мягкие и нежные наз. лирическими, мощные, с металлич. оттенком — драматическими. Различают и смешанный тип Г. — лирико-драматический, а также буффо (комический) и характерный (со специфич. тембром). Подвижность Г. придает ему характеристику — колоратурный (в наст. время колоратурой обычно обладают только высокие сопрано, в отличие от 18 — нач. 19 в., когда колоратуру развивали во всех голосах). В нотации вокального соч. композитор обычно указывает общий тип Г. (сопрано, тенор, бас и т. п.), лишь в редких случаях конкретизируя его характер. Практика транспонирования вокального соч. в др. тональность позволяет исполнять произв., написанные для высоких Г., — низкими, и наоборот.
2) Одна из мелодич. линий, входящих в структуру многоголосия. Прообраз Г. в многоголосии — реальный Г. певца или хоровая партия. Совокупность мелодизированных Г. образует многоголосную фактуру, а характер их движения формирует тот или иной тип голосоведения: устойчивое число Г. и их относит. равноправие (самостоятельность) свойственны полифоническому многоголосному (см.
Полифония), выделение одного (обычно верхнего) Г. в качестве ведущего — гомофонно-гармоническому (см. Гомофония) складу. 3) Партия отд. инструмента в оркестровом соч. или отд. группы голосов (например, теноров) в хоровом соч., выписанная на отд. листы из партитуры для разучивания и исполнения.
4) Мотив, мелодия песни (устар.), отсюда выражение: петь словесный текст на Г. какой-либо известной песни.
Лит.: Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии. В 3 вып. М., 1937; Аспелунд Д. Л. Развитие певца и его голоса. М., Л., 1952; Морозов В. П. Тайны вокальной речи. Л., 1967; Дмитриев Д. Б. Основы вокальной методики. М., 1968; Назаренко И. К. Иск-во пения. М., 1968.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.